Смотрите видео, чтобы познакомиться с каждым из направлений, а после узнавайте истории героев от первого лица. В роли проводника в мир атомов — актёр Роман Евдокимов.
Гидрографическая база, к которой относится наше судно, присоединилась к «Росатому» совсем недавно. В первую очередь нас объединяет север — мы работаем в Северном Ледовитом океане, в Баренцевом и Карском морях, на Обской губе, а в «Росатоме» как раз идет программа по освоению Северного морского пути. Наш «Алексей Марышев» — судно специального назначения: в основном мы занимаемся промерами глубин и установкой буев для прохождения больших судов, в том числе атомных ледоколов.
В середине лета мы уходим в рейс из Архангельска и можем месяца три провести на воде, никуда не причаливая. Есть, скажем, задание проложить курс до порта Сабетты. Мы до сих пор работаем по бумажным картам. Я их подбираю, наношу безопасный маршрут. Утверждает все, разумеется, капитан. Непосредственно на воде моя работа — это наблюдение. Необходимо следить за горизонтом, чтобы судно не отклонялось от курса. Нужно учитывать погоду — ветер, волны, шторма. Если волна большая, необходимо идти на нее или по ней, нельзя допустить, чтобы вода била в бок. Я, как третий помощник, стою на вахте с 8 до 12 по утрам и вечерам; меня сменяет второй помощник, его — старпом. И так на протяжении всего рейса. Четыре часа работаешь, восемь отдыхаешь. На нашей гидробазе я, кстати, первая девушка-штурман.
Самое красивое на севере — это льды, такие белые, гораздо белее, чем можно себе вообразить. Вода прозрачная-прозрачная, и там, внизу, ледяные глыбы отливают бирюзой. На что еще сразу обращаешь внимание, когда впервые там оказываешься, — полное отсутствие деревьев и даже кустов. На островах, на материке кое-где может проклевываться трава, но и только. И много животных: моржи, нерпы, песцы. Общительные очень, людей не боятся совершенно. Один раз я видела белых медведей. Они к нам тоже проявляют интерес, но их уже мы боимся. Если где-то на берегу был замечен медведь, никто на этот берег не сойдет.
Отдел, в котором я работаю, принимает участие во всем жизненном цикле ледокола. Мы занимаемся разработкой реакторных установок, то есть по сути двигателей, источников энергии для атомных ледоколов. На определенных этапах участвуем в процессе судостроительства (у нас есть представительство на Балтийском заводе), в испытаниях. Ну и в дальнейшем осуществляем наблюдение за действующими судами. Если возникают какие-то вопросы по эксплуатации или, скажем, поломки, от чего, разумеется, никто не застрахован, мы дистанционно помогаем со всем этим разбираться, справляться, привлекая в том числе смежные подразделения — расчетчиков, например. Мы также занимаемся продлением срока службы ледокола. То есть буквально прослеживаем весь путь корабля от рождения до старости.
Ледокол примечателен тем, что во многом соответствует самым, казалось бы, детским, чтобы не сказать наивным, представлениям о самом себе: это большая машина, которая проходит сквозь льды, ломает их, и потом по образовавшемуся пути идут суда. Еще атомоходы проводят аварийно-спасательные операции, доставляют снабжение, продовольствие, людей в отдаленные районы. Собственно, все. Хотя, например, «50 лет Победы» еще используется для перевозки туристов к Северному полюсу и обратно. Рейс в среднем занимает 14 дней. То есть цель подобного путешествия, а значит, и функция корабля — удовлетворение непраздного интереса и... радость в чистом виде. В каком-то смысле ледокол — вот эта огромная, невероятно сложно организованная махина с атомным реактором на борту — наша прямая связь с детством. Ты взрослеешь и понимаешь: хоть что-то во взрослом мире оказалось ровно таким, каким когда-то и представлялось.
Еще в советское время освоение Арктики и Северного морского пути считалось важнейшей задачей, решение которой было необходимо для развития экономики страны. В 30-х годах состоялась печально известная экспедиция на пароходе «Челюскин»: без ледокольной проводки он попал в дрейф у берегов Чукотки и был раздавлен льдами. Пассажиров, высадившихся на дрейфующую льдину, спасли летчики. Эта история показала, что у страны нет возможностей для безопасной навигации по Северному морскому пути. Сейчас у «Росатома» они есть: госкорпорация обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом. В его состав входят два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой («Ямал» и «50 лет Победы») и два ледокола с однореакторной установкой («Таймыр» и «Вайгач»). Скоро флот пополнится еще тремя универсальными атомными ледоколами проекта 22220. Они смогут пробивать лед толщиной до 3 метров, создавая условия для прохода крупнотоннажных судов в Арктике.
Главная цель флота — круглогодичная проводка судов по Северному морскому пути, что позволит значительно сократить путь для грузов из Европы в Азию и, что не менее важно, улучшить жизнь отдаленных регионов страны, имеющих выход к северным и восточным морям. В этом году по заказу «Росатома» на дальневосточном заводе «Звезда» начнется строительство первого супермощного ледокола «Лидер», способного разбивать непроходимые сейчас льды и обеспечить круглогодичную проводку судов. Всего таких «Лидеров» будет три.