Смотрите видео, чтобы познакомиться с каждым из направлений, а после узнавайте истории героев от первого лица. В роли проводника в мир атомов — актёр Роман Евдокимов.
Наша лаборатория занимается композитами — сложными материалами, состоящими из нескольких компонентов, у которых физические, а часто и химические свойства могут значительно разниться, однако при их сочетании получается принципиально новый материал с самостоятельными характеристиками. Все это используется в авиации, машиностроении, спорте. Скажем, хоккейная клюшка. Люди, когда берут ее в руки, особо не задумываются, сколько труда в нее вложено. При этом разработка материала, из которого она состоит, могла занять, например, год — не сильно меньше, чем создание препрега для самолетного крыла.
Разница в ответственности при этом колоссальная. Если ломается клюшка, хоккеист берет новую. Если что-то ломается в самолете, последствия, сами понимаете, могут быть весьма печальными. Поэтому в каждом отдельном случае наша работа напоминает создание дерева с нуля — чтобы на верхушке появилось правильное яблоко, нужно не просто разбираться в корневой системе, не просто о ней заботиться, а в каком-то смысле положить ей начало.
В нашу отрасль, как правило, попадают двумя путями. Кого-то приводит интерес к точным наукам, технический склад ума, а кого-то — семейная традиция, когда люди крутятся во всем этом из поколения в поколение, как актеры: скажем, отец рассказывает ребенку про свою работу, ребенок эту информацию потихоньку впитывает и волей-неволей начинает интересоваться. Мой случай — первый. Я с композитами познакомился случайно, и путь к тому, чем я сейчас занимаюсь, занял у меня 10 лет. При этом мой восьмилетний сын уже, например, знает, что представляет из себя установка, на которой производится препрег, понимает технологию; знает, где и в каких отраслях применяется углепластик, который многие называют карбоном, что не вполне верно, — так вот он в свои восемь этой ошибки не допускает. Когда я рассказываю о работе, о том, как прошел день, он более-менее понимает, о чем речь, уже может построить у себя в голове логическую цепочку. Думаю, для восьми лет этого вполне достаточно.
Никакая фотография, никакой видеоролик не передаст той мощи, не вызовет того чувства, которое возникает, когда ты стоишь у подножия ветроустановки. Высота ветрогенератора — около 150 м, как 45-этажный дом. А если находишься внутри ветропарка и ВЭУ окружают тебя со всех сторон, — это вообще ни с чем не сравнимое, незабываемое ощущение. Свой первый раз я помню до сих пор.
Собственно, «НоваВинд» — дивизион «Росатома», который сосредотачивает в себе все существующие в этом направлении компетенции. Ветроэнергетика — лишь часть большого, масштабного процесса, просто пока мы именно в этом направлении максимально развились. Но сюда же входит и использование солнечной энергии, и умное потребление энергоресурсов, и планирование полного цикла утилизации крупными предприятиями собственных отходов. Все это и есть новая, зеленая энергетика.
«Росатом» — корпорация знаний, новых технологий, новых материалов, всего того передового, что было, есть и будет в отечественной науке. В этом смысле атомная станция — своего рода главное детище, венец творения, если хотите. Но и ветроэнергетика — точно такой же симбиоз приобретенного научного опыта и постоянно обновляемых знаний; работа на пределе всех доступных возможностей. То есть даже на этом уровне пересечений с атомной отраслью у нас множество, не говоря о том, что все вместе это часть одного большого, общего процесса.
Композитные материалы востребованы везде, где в приоритете легкость и прочность, и в первую очередь это авиация, поскольку от веса самолета зависит расход топлива.
Например, сейчас «Росатом» проводит испытания композитных материалов, которые будут использоваться для изготовления различных деталей новых суперсовременных самолетов и вертолетов. В автопроме из композитов делают спорткары, болиды «Формулы-1», элитные модели легковых автомобилей и электромобили. Этот легкий и прочный материал также используется в зеленой энергетике для производства лопастей ветрогенераторов. Представить себе спорт без композитных материалов тоже невозможно. Пример тому — современные хоккейные клюшки, лыжи, сноуборды, теннисные ракетки, доски для серфинга, велосипедные рамы и шлемы.